Мой сайт Вторник
07.05.2024
03:57
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новости [63]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Январь » 31 » Большая Игра» в Арктике? (Часть 1)
23:50
Большая Игра» в Арктике? (Часть 1)
Кроме того, сегодня уже можно вести речь о вероятности появления на карте Арктики новых субъектов международного права, которые будут активнее претендовать на ту часть Арктики, точнее – бассейна Северного Ледовитого океана, которая принадлежит или является зоной экономического освоения России.
Анатолий ГУШЕР

Бурные и подчас трагические исторические события, связанные с развалом СССР и становлением суверенной России, на какое-то время отвлекли внимание российского государства и общества от проблем Арктики и жизни населения на российском севере.
В понятие «Арктика» входит пространство, примыкающее к Северному полюсу Земли и включающее окраины материков Евразии и Северной Америки, весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и арктических государств. К Арктике выходят территории пяти государств мира: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Финляндия с передачей Советскому Союзу района Печенги (Петсамо) лишилась выхода в Северный Ледовитый океан. Эта передача была произведена в соответствии с подписанным СССР, Великобританией и Финляндией Соглашением о перемирии от 19 сентября 1944 г. и подтверждена ст.2 Мирного договора между СССР и Финляндией от 10 февраля 1947 г.

 Исландия определяет территорию своей страны как входящую в арктическую зону, но претензий на собственный арктический сектор до последнего времени не предъявляла. Однако уже в начале 2009 г. она заявила о намерении заняться добычей нефти на арктическом шельфе и привлечь для этого иностранных инвесторов и выставить на конкурс около ста лицензий на разработку участков шельфа. Первоначально лицензии будут выдаваться на 16 лет, затем этот срок может быть увеличен до 30 лет.
Кроме того, сегодня уже можно вести речь о вероятности появления на карте Арктики новых субъектов международного права, которые будут активнее претендовать на ту часть Арктики, точнее – бассейна Северного Ледовитого океана, которая принадлежит или является зоной экономического освоения России. В первую очередь это, по-видимому, относится к Гренландии и, возможно, к Шпицбергену.

Гренландия. Сторонники полной независимости Гренландии от Дании из партии «Инуит Атакуатитигиит» выиграли в 2009 г. выборы в автономный парламент острова. Победители уже пообещали, что немедленно начнут переговоры с Копенгагеном, целью которых станет достижение международного суверенитета. Любопытно, что Гренландия до этого уже получила право самостоятельно распоряжаться полезными ископаемыми острова и примыкающей к нему морской экономической зоны – прежде датской. Однако населяющим остров 50 тысячам эскимосов (инуитов) этого, похоже, оказалось мало. Теперь Гренландия получает возможность впрямую претендовать на ту часть Северного Ледовитого океана, на которую претендует и Дания. А это, ни много ни мало, до 40% акватории Северного Ледовитого океана, где сосредоточены крупные ресурсы нефти и особенно газа.

Не исключено, что пример Гренландии может инициировать процесс отделения автономных от Дании Фарерских островов (в Норвежском море), вблизи которых крупные запасы нефти и газа, а также, в перспективе, Шпицбергена (где те же ресурсы плюс крупные залежи угля). И такие попытки уже были: например, в ноябре-декабре 1941 г., уже после оккупации Норвегии фашистами, британцы и США планировали совместную операцию на этом архипелаге, причем без участия норвежских партизан и интернированных в Великобритании, Исландии и на Фарерах норвежских войск.

Шпицберген. Следует напомнить, что именно с помощью Шпицбергена Норвегия несколько лет тому назад претендовала на российский арктический архипелаг Франца-Иосифа, считая, что норвежская экономическая зона к востоку от Шпицбергена распространяется  на него или, по крайней мере, доходит до его западного побережья, приближенного к Шпицбергену. Аналогичные «идеи» выдвигались и властями Шпицбергена в начале и середине 1990-х годов.

Не исключается и такой вариант, при котором Шпицберген, как новый субъект международного права, восстановит свои притязания на Землю Франца-Иосифа и, соответственно, на крупные запасы нефти и особенно газа в бассейне между этими архипелагами. Гренландия, в свою очередь, будет активнее претендовать на всю территорию от северного побережья этого острова до Северного полюса, которую в Копенгагене и Готхобе считают естественным продолжением хребта Ломоносова. Таким образом, притязания Шпицбергена и Гренландии в этом случае намеренно «сместят» на восток и северо-восток, то есть в российский сектор Северного Ледовитого океана. А то, что западнее и севернее Шпицбергена и Гренландии может достаться, к примеру, Канаде. Подтверждением возможности такого сценария развития событий является заявление министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гар Стере: « … Прилегающий к Норвегии шельф пока имеет ряд неразграниченных областей из-за разногласий с Россией на востоке. Также предметом спора с РФ является то, как следует определять район вокруг арктического норвежского архипелага Шпицберген».

Все арктические государства сегодня немало озабочены тем, где и как должны проходить границы их арктических владений и исключительных экономических зон. И это при том, что процесс разграничения этих владений с небольшими перерывами шел на протяжении ХIХ и ХХ столетий, продолжаясь и в наши дни.
Утвержденные президентом России Д.Медведевым в 2008 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и далее» определяют: «Арктика – северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств – Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане».

Арктическая зона Российской Федерации определяется как «часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.

Границы Арктической зоны Российской Федерации могут уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация».
Государственные границы в Арктике проходят по внешнему пределу территориальных вод приполярных государств: для России, Канады и Дании этот предел определен в 12 миль, для США – в 3 мили. Отсчет проводится от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих государству, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются правительствами. Еще в 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания (владеющая Гренландией), США и Канада выдвинули концепцию «полярных секторов», согласно которой все земли и острова, расположенные в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.

Самой крупной стране – СССР (сегодня - России) достался и самый большой сектор – около трети всей площади шельфа Арктики. Эти районы не находятся под полным суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов.

Арктика сегодня – это обширный и особый регион мира, привлекающий к себе все более пристальное внимание государств, имеющих прямой выход в арктические моря и в Северный Ледовитый океан, и мирового сообщества в целом.

Общая площадь Северного Ледовитого океана – 14756 тыс.кв.км. Наибольшая глубина – 5527 км. Протяженность арктического побережья всех арктических государств составляет 38700 км., при этом на долю России приходится 22600 км. Площади арктических владений арктических государств составляют (в млн.кв.км): России – 5,842, Канады – 1,430, Норвегии – 0,746, Дании – 0,372, США – 0,126.
Нарастание интереса к Арктике в последние годы обусловлено главным образом результатами изучения арктических недр на предмет содержания в них полезных ископаемых, в первую очередь углеводородов. Согласно последним данным, в недрах Арктики находится около трети всех мировых запасов природного газа и до 13% - нефти. В недрах арктического шельфа хранятся также огромные запасы угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца. Реальный ресурсный потенциал Арктики может быть  и значительно выше прогнозов, так как изучение ее недр находится по существу на начальном этапе.

Что касается России, то в недрах ее арктических владений находится более 70% нефти и свыше 88% газовых запасов всех российских морских акваторий. Общая стоимость разведанных и прогнозных ресурсов энергетического и минерального сырья российской зоны Арктики превышает на сегодня 15 трлн. долларов США. На Арктический регион приходятся 18% территории Российской Федерации. Здесь производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта. Как подчеркивает известный российский политик и исследователь Арктики Артур Чилингаров, арктическая зона России – ее важнейшее национальное достояние, залог успешного развития страны в ближайшие десятилетия и на более отдаленную перспективу.

Так в чем же заключаются стратегические интересы России в Арктике? Чтобы раскрыть их хотя бы в самом общем виде, необходимо их рассмотрение в органической связи с геополитическими, геоэкономическими и геостратегическими факторами, от которых зависит обеспечение российских национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации на арктическом направлении.

Первое. Стратегический характер интересов России в Арктике обусловлен масштабами ее присутствия в этой зоне, а также удельным весом т.н. «арктической» экономики в общем балансе страны (20% ВВП) и ее перспектив на обозримое будущее. Из 38700 км арктического побережья на долю России приходится 22600 км (58%). Площадь арктических владений России в 1,42 раза превышает суммарную площадь таких владений остальных четырех арктических государств. России принадлежит ведущая роль в изучении и освоении Арктики. История и результаты работы десятков советских и российских научных дрейфующих ледовых станций типа «Северный полюс», обладание Россией самым большим в мире ледокольным флотом (в том числе атомным) и судами усиленного ледового класса, многолетний опыт функционирования Северного морского пути, работа российской полярной авиации, наличие в стране авторитетных специализированных научно-исследовательских учреждений и центров и их работа по изучению Арктики – это и многое другое подтверждает необходимость для России иметь собственную последовательную и масштабную арктическую политику и требует не только сохранения, но упрочения и дальнейшего наращивания российского присутствия в Арктике и работы в ней на благо всей России, ее нынешнего и будущих поколений, в конечном счете – всего человечества.

Второе. Стратегические интересы России в Арктике обусловлены сложными и масштабными задачами освоения энергетических ресурсов и других полезных ископаемых прибрежного шельфа, морского и океанического дна. Российская добыча энергоносителей неуклонно уходит в моря и на все большие глубины, и в этом отношении арктические месторождения нефти и газа будут играть все большую роль в топливно-энергетическом балансе страны. Кроме того, от реализации нефтегазовых проектов в Арктике в будущем во многом будет зависеть международная энергетическая безопасность. В борьбе за эти ресурсы победит тот, кто раньше других поймет их значение, установит и закрепит свой суверенитет над ними и обеспечит их сохранность и защиту от хищнической разработки.

Третье. Стратегической задачей обеспечения интересов России в Арктике сегодня является окончательное уточнение и закрепление соответствующими международно-правовыми актами границ российского континентального шельфа и линий разграничения исключительных экономических зон с остальными арктическими государствами. При этом необходимо добиваться, чтобы при окончательном разграничении были учтены как все прежние договоренности и соглашения СССР и его правопреемницы России с соседними арктическими государствами, так и положения последних международно-правовых актов в области морского права и континентального шельфа. Не решив этих задач, нельзя быть уверенным в том, что России удастся удержать под своим полным контролем те принадлежащие ей по праву участки Арктики, на которые могут предъявить необоснованные претензии другие арктические и неарктические государства. Решающее слово сегодня – за российской арктической наукой и дипломатией. Первые представляют убедительные и неопровержимые данные о границах российского континентального шельфа в Арктике. Вторые добиваются признания в ООН суверенных прав России на оспариваемые российскими конкурентами арктические участки морского и океанического дна и водного (ледового) пространства.

Четвертое. В военно-стратегическом отношении значение Арктики для России определяется несколькими факторами. Так, в арктической зоне России размещается значительная часть российского ракетно-ядерного потенциала, военно-космических объектов и средств, важной военной и военно-промышленной инфраструктуры и другие стратегические объекты. Это Северный флот ВМФ России, космодром Плесецк, ядерный полигон на Новой Земле, ракетный полигон на Камчатке, предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также существующие и находящиеся в стадии реализации стратегические объекты промышленности и транспортной инфраструктуры. Арктическое стратегическое воздушно-космическое направление является наиболее коротким по сравнению с другими на направлении «Россия - США», что существенно сокращает время подлета баллистических ракет к континентальной части этих государств. Огромные ледовые просторы Арктики позволяют также стратегическим подводным ракетоносцам сторон скрытно выходить на позиции пуска ракет.

При стратегическом планировании следует учитывать происходящие в последнее время климатические изменения в Арктике, ведущие к расширению приарктической зоны «свободной воды» и, соответственно, возможностей арктических государств по развертыванию здесь дополнительных группировок военно-морских и воздушно-космических сил и средств. Так, глава Комиссии США по исследованию Арктики Тредуэлл заявил, что прогнозируемое потепление в Арктике и появление новых, свободных от ледяного покрова морских пространств открывают для США совершенно новые возможности в военной, экономической, энергетической и других областях. «Доступная Арктика означает новые и расширенные маршруты для американских военно-морских перевозок с целью переброски активов из одной части мира в другую, и комиссия считает, что полярные ледоколы являются жизненно важным морским компонентом для того, чтобы гарантировать существование у США такой полярной мобильности», - заявил глава комиссии. По словам Тредуэлла, «появление самолетов, ракет и противоракетной обороны сделало бы регион Арктики важной точкой для демонстрации мощи и передовым районом для обеспечения безопасности Северной Америки, Азии и Европы». К кому обращены эти слова? Вряд ли, к Ирану.

Пятое. Фактором стратегической значимости для России в Арктике становится постепенное расширение возможностей для мореплавания, в том числе международного, по маршруту Северного морского пути или параллельно ему за пределами территориальных вод и экономической зоны России. Это важно как для России, так и для стран Евросоюза. Россия может получить в свои руки дополнительный источник доходов от морского транзита через ее территориальные воды, если вовремя и полностью воспользуется появляющейся возможностью. В условиях возрастающего предметного интереса к Арктике других государств большая протяженность российского арктического побережья (22600 км) вызывает необходимость обеспечения надежной охраны государственных границ и исключительных экономических зон в их уточненных границах.

И здесь нельзя не обратиться снова к тексту «Основ государственной политики … » в той его части, где говорится о стратегических приоритетах государственной политики Российской Федерации в Арктике (статья 7). В частности, одним из стратегических приоритетов определено «осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации».

Другим таким приоритетом выделено «содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

Еще одним стратегическим приоритетом государственной политики России в Арктике провозглашено «разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген».

В «Основах государственной политики … » прописаны и другие стратегические приоритеты. Но приведенные выше направления российской политики особенно рельефно высвечивают попытки соседних арктических и некоторых других государств подвергнуть сомнению, если не разрушить совсем, существующую уже много десятилетий систему договоренностей и соглашений между всеми арктическими государствами по вопросам разграничения в Арктике и осуществить передел арктического шельфа в свою пользу. Для решения этой задачи оппоненты России пытаются использовать некоторые положения принятых в годы «холодной войны» конвенций ООН по морскому праву и континентальному шельфу. Само собой разумеется, что все это создает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций в отношениях России с ее арктическими соседями и другими странами.

Продолжение следует

Анатолий Иванович ГУШЕР - Руководитель Центра стратегического развития, Член Научного совета при Совете Безопасности РФ, генерал-майор в отставке.

http://www.journal-neo.co>mphp/content.php?id=147
 


Категория: Новости | Просмотров: 2336 | Добавил: ymuseed | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Избежать.
  • Пшеворск.


  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz